SEO-продвижение — одна из немногих современных коммерческих ниш, непросто избежавшая кризиса, но и ставшая в несколько раз популярнее в период пандемии 2020–2021 гг. Это связано с тем, что торговля и сфера услуг за последний год плавно перетекли в виртуальное пространство, а вместе с ними — маркетинг, реклама, продвижение брендов. Всё это время количество актуальных вакансий для SEO-оптимизаторов только росло.
Факторы влияющие на уровень зарплаты
На зарплату специалиста в области интернет-продвижения при условии трудоустройства на полный рабочий день, влияют два основных фактора: опыт работы и город трудоустройства. В среднем по России на зарплату от 90 000 может рассчитывать только опытный интернет-маркетолог. Специалисту, разбирающемуся исключительно в SEO-продвижении, можно рассчитывать на потолок заработной платы в 50 000 — 70 000 рублей.
Что касается влияния географического фактора на уровень зарплаты, то, очевидно — самые высокие гонорары предлагают московские работодатели: 60 000 — 120 000 рублей. В Санкт-Петербурге эти цифры чуть меньше — 50 000 — 100 000 рублей. Ситуация в регионах существенно отличается от столичной. Новичкам в сфере SEO-оптимизации работодатели готовы платить 35 000 — 45 000 рублей в месяц, а отработав 1–3 года соискатель может рассчитывать и на 50 000-60 000 рублей. Уровень зарплаты опытного интернет-маркетолога в регионах вполне может достигнуть отметки в 80 000 рублей, и даже перевалить за неё.
Тип занятости не является существенным фактором, влияющим на заработную плату. Так для удалённых сотрудников этот показатель примерно такой же, как на полный день в Санкт-Петербурге и регионах. При том что требований к сотрудникам на удалённой занятости у работодателей значительно больше.
Базовые знания SEO-специалиста
Основная задача SEO-специалиста — продвижение сайта в поисковых системах «Яндекс», Google, mail.ru и других. Главный навык — работая с ключевыми запросами, вывести сайт в топ поисковой системы. Тем не менее уровень заработной платы для сотрудников с одними и теми же навыками в разных компаниях может быть принципиально разный. Для того чтобы претендовать на адекватный уровень дохода, необходимо владеть следующими базовыми знаниями:
- Знание алгоритмов поисковых систем;
- Умение собирать качественное семантическое ядро;
- Знание основных факторов ранжирования, в частности, поведенческих факторов;
- Умение правильно составлять метаданные;
- Умение работать с текстом, знание основ контент-планирования;
- Правильно анализировать сильные и слабые стороны конкурентов;
- Отличное знание аналитики, умение строить правильные отчеты в «Яндекс.Метрика», Google Analytics.
Уровень владения базовыми знаниями определяет востребованность и, соответственно, заработную плату. Стажёру достаточно ознакомиться с основными понятиями и знать, как всё работает на теоретическом уровне. Специалист middle-уровня владеет самостоятельной настройкой, а мастер — умеет грамотно использовать все инструменты SEO-оптимизатора и выводить с их помощью ресурсы на первые страницы поисковиков.
Но главное — из-за постоянного обновления алгоритмов поисковых систем, невозможно выучиться на SEO-специалиста один раз и на всю жизнь: обучаться придётся много и постоянно.
Зарплата в России
По версии сайта trud.com, на январь 2021 года средняя зарплата профессионала в области SEO-продвижения по стране составляла 47 065 рублей. Эта цифра резко упала к февралю 2021 года и в настоящее время составляет 36 313 рублей.
Зарплата в Москве
Зарплата SEO-специалиста в Москве колеблется в пределах 55 000 — 120 000 рублей, что на порядок выше, чем в регионах. На январь 2021 года средняя зарплата по Москве составляла 60 983 рубля. Имея опыт работы от 2–3 лет, качественное портфолио с успешными проектами, а также владея всеми необходимыми навыками, вполне реально претендовать на заработную плату от 100 000 рублей: в столице достаточно компаний, предлагающих высокую оплату труда даже в период кризиса.
Зарплата в США
Средняя зарплата SEO-специалиста в США составляет 60,5 тысяч долларов в год. 72,6 тысяч долларов получают специалисты, работающие в штатах Нью-Йорк, Нью-Джерси, Коннектикут и Калифорния. Наиболее востребована профессия SEO-оптимизатора в таких городах, как Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Чикаго, Остин, Сан-Франциско, Атланта. При дополнительном знании одного из языков программирования можно рассчитывать на зарплату на 7,3% больше. Это может быть JavaScript, SQL, PHP.
Зарплата SEO-специалиста в Европе
В Европе зарплата SEO-специалиста во многом зависит от страны, в которой базируется компания-работодатель. Например, в Великобритании начинающий сотрудник может рассчитывать на зарплату от 25 000 до 35 000 фунтов, а более опытный — от 40 000 до 55 000 фунтов. Ведущие интернет-маркетологи, руководители отделов маркетинга могут рассчитывать на зарплату от 80 000 фунтов. В Дании уровень конкуренции между SEO-специалистами довольно низкий, а консультация опытного специалиста будет стоить 150 — 250 долларов в час. Зарплата SEO-специалиста в Чехии колеблется в пределах 724 — 1509 долларов в месяц, при средней зарплате по стране в 1074 доллара.
Как SEO-специалисту зарабатывать больше?
Все вышеперечисленные цифры в контексте зарплаты SEO-специалистов достаточно условны. Всегда есть вариант увеличить уровень заработной платы, на которую может претендовать специалист. Для этого он может воспользоваться одним из следующих методов.
Публиковать кейсы
Реальные успешные кейсы — один из инструментов, позволяющих SEO-специалисту зарабатывать больше. В таком кейсе обязательно необходимо отразить:
- Сайт, с которым работал;
- Ресурсы, которые были потрачены на его продвижение;
- Трафик из поисковых систем до и после;
- Конечный результат.
Публиковать кейсы следует на профильных сайтах, таких, как vc.ru и Cossa, но только при согласии клиента. Чем больше таких кейсов удастся собрать, тем больше покажешь уровень своей экспертности, а как мы все знаем чем экспертнее специалист, тем больше он стоит на рынке труда. Соответственно, тем выше уровень заработной платы, на которую может претендовать специалист.
Следить за трендами, расширять навыки
Чтобы зарабатывать больше, независимо от опыта и города проживания, необходимо постоянно обучаться: расширять навыки, следить за актуальными трендами. Алгоритмы ранжирования не стоят на месте и постоянно развиваются. То же самое касается и основных инструментов SEO-продвижения. Чтобы отслеживать основные SEO-тренды, следует постоянно активно изучать топовые SEO-блоги, каналы, актуальные профильные сайты. Кроме того, значительно повысит ценность специалиста владение навыками из смежных сфер: веб-аналитики, вёрстки, контекстной рекламы. Количество и качество знаний, которыми владеет специалист, напрямую влияют на заработную плату, которую ему готовы предложить работодатели. Расширить навыки SEO-специалисту помогают и отдельные проекты, взятые на фрилансе. Многие агентства ищут исполнителей на разовые проекты. Такая работа позволяет SEO-оптимизаторам научиться лучше понимать заказчиков, прокачивает самодисциплину, помогает найти новые полезные знакомства, в том числе и потенциальных работодателей.
Конференции
Эффективно следить за трендами и расширять навыки можно не только с помощью курсов и тематических блогов, но и посещая всевозможные митапы и конференции. На них можно не только получить новый опыт, но и поделиться собственными знаниями и наработками, найти единомышленников, обзавестись полезными знакомствами.
Создание собственных курсов
Максимально прокачав навыки SEO-продвижения и достигнув потолка в заработной плате, каждый опытный специалист, так или иначе, сталкивается с выбором: остаться на месте и довольствоваться текущими заслугами, либо искать новое направление для развития. Можно, конечно, уйти в изучение смежных сфер, но и в SEO-продвижении есть возможность для дальнейшей самореализации. Создание собственного, авторского курса по SEO может стать отличным направлением для развития опытного SEO-специалиста. В настоящее время десятки сервисов и агентств предлагают свои услуги по созданию полноценных онлайн-курсов. Доход от успешного курса несоизмерим даже с максимально высокой заработной платой, предлагаемой специалистам работодателями.